Суббота, 24.08.2019, 12:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 203
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Река Воронеж и русский флот

ПОСТРОЕНИЕ РУССКОГО ФЛОТА НА РЕКЕ ВОРОНЕЖ
Подъем социально-экономической, политической и культурной жизни Воронежского края в конце XVII – первой четверти XVIII в. был вызван оживлением внешнеполитической деятельности России на юге. Окрепшее к этому времени Российское государство начало открытую борьбу с Турцией и Крымским ханством. Однако первый Азовский поход Петра I в 1965 г. закончился неудачей. У русской армии не было морских судов, и турки беспрепятственно подвозили по морю подкрепление в крепость. Стало ясно, что без военного морского флота Россия взять Азов не сможет.
Подготовку ко второму Азовскому походу Петр I решил начать со строительства военных морских кораблей в Воронеже. В Воронежском крае в то время росли превосходные корабельные леса. Местные воронежские жители имели долголетний опыт построения речных судов, лодок, плотов. Наконец, река Дон служила прямой дорогой от Воронежа до Азова.
Таким образом, история Воронежа и Воронежского края конца XVII – первой половины XVIII в. тесно связана с именем и деятельностью Петра I. В феврале 1696 г. Петр I впервые приехал в Воронеж. С 1696 г. по 1722 г. Петр I неоднократно бывал здесь, иногда жил по несколько месяцев. С Воронежским краем в значительном мере связано начало самостоятельной деятельности Петра I как государственного деятеля, дипломата, военного полководца и кораблестроителя. Воронеж при Петре I на короткое время стал важнейшим политическим, административным и культурным центром на юге России. Сюда для переговоров приезжали послы из Пруссии и Дании. Отсюда уезжал видный русский посол Емельян Украинцев для заключения перемирия с Турцию, и Петр I составил для него специальные инструкции. Здесь проходили военные советы, на которых принимались важные государственные решения. Первый военно-морской устав, известный как «Указ по галерам», Петр I написал лично, плавая по Дону и Воронежу. Вместе с Петром I в Воронеж и Воронежский край в конце XVII – первой четверти XVIII в. приезжали А.Д. Меньшиков, Ф.М. Апраксин и многие другие государственные деятели.
Изменился внешний вид Воронежа. Центр его с правого высокого берега переместился к реке. Здесь на берегу реки между современными улицами Чернышевского и Большой Стрелецкой в конце 1695 – начале 1696 г. была заложена судостроительная верфь. На острове, образованном двумя протоками Воронежа, было построено адмиралтейство. В него входили цитадель (крепость) и цейхгауз (здание для хранения военного имущества). Рядом с адмиралтейством расположился парусный двор, на котором изготовляли парусное полотно для судов.
Приречный уголок Воронежа сделался его центром, самой людной частью. Верфи, цейхгауз, парусный двор располага­лись на острове, связанном со старым городом деревянным мостом. Чуть ли не каждый день спускались на воду суда – галеры, брандеры, галеасы; от зари до зари тысячи людей создавали России флот.

Исторический документ
Выдержки из писем Петра I о судостроении в Воронеже в 1696 г.:
Ф.Ю. Ромодановскому, 23 марта 1696 г.
«А о здешнем возвещаю, что галеры и иные суда строятся; да нынче же зачали делать на прошлых неделях два галиаса».
Т.Н. Стрешневу, 2 марта 1696 г.
«Здесь, слава Богу, все здорово, и суды делаются без мешкоты, только после великого дождя был великий мороз так крепкий, что вновь реки стали, за которым морозом дней с пять не работали; а ныне три дня как тепло стало».
Исторический документ
Запись об отплытии из Воронежа руководителей второго Азовского похода и построенного под Воронежем флота (1696 г.):
«С Воронежа рекою Воронеж, а из Воронежа рекою Дон в низовой поход плавным путем пошли к Азову на чердачных стругах и на каторгах в разных числах.
Апреля в 26 числе. Большого полку боярин и воевода Алексей Семенович Шеин. Да боярин князь Михаил Иванович Лыков и князь Михаил Никитич Львов; окольничий Петр Матвеевич Апраксин; Думный дворянин Иван Астафьевич Власов; дьяки: из Разряда – Иван Уланов, Из Стрелецкого – Михаил Щербаков, из Пушкарского – Иван Алексеев.
Мая в 3 числе. Великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич … изволил идти с Воронежа большого морского всего флота на уготованной каторге с воинскими пехотными людьми. Да в том же морского флота караване пошли комиссарий генерал Федор Алексеевич Головин, кравчий Кирило Алексеевич Нарышкин, стольник комнатный Иван Алексеевич сын Головин и иные того ж морского флота начальные люди».
Воронеж сделался известным не только во всех концах России, но и во многих странах мира. По приглашению Петра I сюда стали приезжать иностранные мастера-кораблестроители из Англии, Голландии, Германии, Италии, Франции. Все они селились в одном месте – почти напротив острова на берегу реки. Так в конце XVII в. в Воронеже возникла Немецкая слобода. Среди домов иностранных специалистов в Немецкой слободе стояли также дома видных царских сановников. Недалеко от адмиралтейства находился деревянный дворец, выстроенный специально для Петра I.
Пожар 1748 года начисто уничтожил деревянные дворцы царя и его вельмож, остались лишь каменные строения да петровский цейхгауз, стены которого сохранились до самой Великой Отечественной войны. Он стал свидетелем событий, образовавших историю Воронежа, из небольшой пограничной крепости с течением лет превратившегося в один из значи­тельных городов России.

В апреле 1696 года русский флот, состоявший из стругов, лодок, галер, брандеров, отправился в длительный победный поход в низовья Дона, к Азову.
На медали, отчеканенной в память о постройке первых оте­чественных кораблей, была выбита надпись: «Бывает небываемое».
Флот строился для действий на Азовском и Черном морях, для борьбы с Турцией за берега этих морей. У корабельных верфей возникли новые города – Тавров и Павловск. Всего было построено около двухсот многопушечных кораблей и галер. Строителями кораблей (работными людьми на верфях) были в основном мелкие служилые люди Воронежского края. С помощью флота, построенного под Воронежем, летом 1696 го­да Россия овладела городом Азовом – мощной турец­кой крепостью при впадении Дона в Азовское море. Во­ронежские корабли участвовали в Керченском походе 1699 года. Целью этого похода была демонстрация тур­кам российского флота перед началом мирных перего­воров с Турцией.
После военных побед России под Азовом практически прекратились татарские набеги, потеряла свое значение Белгородская черта. Прежде пограничный Воронежский край становится глубинной российской территорией. В незаселенные воронежские степи, на места прежних «ухожьев», сразу же уст­ремились вольные переселенцы – русские и укра­инцы.

Свержение монголо-татарского ига и образование Российского централизованного государства в конце XV века создали объективные предпосылки для возрож­дения Воронежского края. В начале XVI в. закончился процесс объединения русских земель и княжеств. В течение XVI века Воронежский край был официально включен в состав Российского государства. Побережье реки Воронежа вошло в состав государства в 1521 году, когда полностью утратило независимость Рязанское княжество (с XII века, с начала феодальной раздробленности на Руси, а затем и во время монголо-татарского ига бассейн реки Воронежа формально считался частью Рязанского княжества). Остальная часть края оказалась в пределах России в 1571 году, когда в степи значительно южнее воронежских земель русские воеводы М. Тюфякин и М. Ржевский установили по­граничные знаки России с Крымским ханством. Закреп­лению Воронежского края за Россией способствовала общегосударственная сторожевая служба, организован­ная в незаселенной придонской лесостепи и степи.
Объединение Руси проходило в экстремальных условиях военной опасности с Востока, Запада и Юга. Поэтому особой заботой московских правителей были Крым и Персия на юге, Польша и Швеция на западе. Требовалось постоянно обращать внимание на юг, где из Крыма ежечасно ждали нападения разбойничьих шаек и где Турция не переставала грозить отнятием завоеваний Иоанна IV.
И все же, несмотря ни на что продолжался процесс расширения территории Российского государства. На землях, лежащих южнее р. Оки, создавались новые поселения, укреплялась пограничная черта и шло интенсивное перемещение народов. На Дону формировалось вольное казачество. В 1586 г. появилось первое летописное упоминание о городе Воронеже.

Первый Азовский поход 1695 г., а затем и второй Азовский поход 1696 г. резко повлияли на военно-политическую обстановку на юге и юго-востоке России. После взятия Азовской крепости набеги татар в пределы южнорусских владений практически прекращаются.
В истории хозяйственного освоения обширных русских земель, оказавшихся за Белгородской чертой, начинается новый этап. Русские люди и украинцы селятся впереди черты. В районе бывших воронежских ухожьев возникают села и деревни.

Источники

1. Воронеж и воронежцы. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1973. – 230 с.
2. Край наш Воронежский / Коллектив авторов. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1985. – 511 с.
3. Панова В.И. История Воронежского края: Учебн.-методич. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Воронеж: "Родная речь", 1995. – 192 с.
4. Россия в мировой истории: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Федоринова, Ю.В. Лукьяненко, Т.П. Мироненко. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1998. – 392 с.
5. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова – 3-е изд. – М.: 1997. – 304 с.
6. Соловьев С.М. Учебная книга русской истории: Учеб. дорев. России по истории / Сост. и авт. предисл. А.И. Самсонов. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – 383 с.



Мониторинг транспорта


Каталог сайтов

Продажа искусственного камня




Поиск

Seo анализ сайта
Яндекс.Метрика