Вторник, 30.04.2024, 01:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 219
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Возникновение Русского централизованного государства

. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

Русское централизованное государство возникло как национальное, ибо его основное этническое ядро,

преобладающее в экономическом, политическом и культурном отношениях, составляла русская (великорусская)

народность, генетически восходящая к народности древнерусской, сложившейся на восточнославянской основе

еще в эпоху Древней Руси. Русское централизованное государство выступает таким образом как преемник

Древнерусского. В этом - одно из условий его жизнеспособности.

Но при преобладании и ведущей роли русской народности централизованное государство в России было

многонациональным по своему составу; предпосылки этого также существовали еще в Древней Руси - крупной

многоэтнической державе.*

* Пашуть В. Т. «Особенности структуры Древнерусского государства» (см.: А. П. Новосельцев и др. Древнерусское

государство и его международное значение. М., 1965).

В результате земледельческой колонизации, торговли, обмена производственными навыками и культурными

достижениями еще в то время закладывались связи между славянами и другими народами Восточной Европы.

Отдельные неславянские земли политически были связаны с русскими княжествами различного рода

отношениями вассалитета, данничества и т. д. Процесс этногенеза привел к выделению из древнерусской

народности (наряду с русским - великорусским народом) народов белорусского и украинского. Их земли были

отторгнуты от великорусских и попали под власть Великого княжества Литовского, Польши, Венгрии.

Временному разобщению русского и других народов европейской части страны содействовало иго Золотой Орды,

завоевание крестоносцами Прибалтики и утверждение там орденских колоний.

Образование Русского централизованного государства как многонационального было сложным процессом,

обусловленным совокупностью объективных и субъективных факторов. К числу объективных условий вхождения

народов в состав России относятся: историческая традиция их многовекового общения с Русью как в

повседневной хозяйственной жизни, так и в освободительной борьбе против иноземных завоевателей, нужда в

защите от врагов. Субъективный фактор оказывал воздействие на взаимные отношения русского правительства с

отдельными народами в той или иной конкретной обстановке.

Различны были формы присоединения народов к Русскому государству. В одних случаях это был добровольный

акт (Башкирия), в других - результат военных действий (Казанское и Астраханское ханства) или военно-служилой,

промышленной, крестьянской колонизации (Сибирь). Иногда принятие русского подданства отражало интересы

местных феодальных верхов или племенных вождей, а иногда и народных масс (в борьбе за Казань часть

местного населения поддерживала русское правительство. - Прим. авт.). Воссоединению Украины и Белоруссии с

Россией предшествовала широкая освободительная борьба.
Создание многонационального Русского государства было прогрессивным явлением. Но последствия его имели

противоречивый характер. Политическое объединение народов, различных по уровню развития, культуре, быту, с

одной стороны, создавало более благоприятные условия для крестьянского труда, обогащая его опыт; с другой -

увеличивало пестроту, многоукладность социально-экономических отношений. Возрастала роль

крепостнического государства в укреплении феодальных отношений. Потребность держать народы в подчинении

побуждала власть усиливать государственный аппарат, она принималась в расчет при определении форм и норм

их эксплуатации. Классовая структура многонациональной России неуклонно усложнялась. Национальный

признак общественной дифференциации (русские и «нерусские») все больше подчинялся признаку классовому

(государственные верхи и трудовой народ).

Есть еще один аспект проблемы образования Русского многонационального государства - международный.

Восстанавливая на великорусской основе государственное ядро европейского региона страны, московское

правительство одновременно действовало как наследник прав Древней Руси на ее земли, славянские и

неславянские. Русское централизованное государство выступало как оплот национального освобождения и

возрождения славянства, как прогрессивная сила в низвержении Золотой Орды и немецкого ордена - государств,

не имевших исторических корней в Восточной Европе и принесших ее народам тяжелый иноземный гнет.

Политика России, как уже говорилось, встречала противодействие со стороны держав, завладевших (или

стремившихся завладеть) ее землями. На юге и востоке ей угрожала Турция, распространившая свою власть на

Северное Причерноморье, поставившая в зависимость от себя Крым, посягавшая на Поволжье и Украину. На
и ее союзы с Венгрией, а также союзы Речи Посполитой с Трансильванией и Швецией и раздел с ними, при

участии Дании, владений разбитого Россией Ливонского ордена. Антирусские планы находили поддержку со

стороны папской курии, продолжавшей отстаивать обреченную идею универсализма католической церкви.

Внешняя опасность постоянно висела над Россией. Россию XVI-XVII вв. сравнивают иногда с боевым лагерем,

сдерживающим напор вражеских сил.*

* Дербов Л. А. Борьба Русского государства за Прибалтику и Белоруссию в 60-х годах XVI в.. Ученые записки

СГУ. Т. 47,

1956.

Внешняя опасность ускоряла централизацию, которая помогла Русскому государству укрепить свой авторитет на

международной арене. Росли его связи с Австрией, Италией, Испанией, Англией, Францией, Нидерландами.

Складывалась общеевропейская система союза государств, в которой Россия заняла в XVII - начале XVIII вв.

достойное место среди внешних держав.



Мониторинг транспорта


Каталог сайтов

Продажа искусственного камня




Поиск

Seo анализ сайта
Яндекс.Метрика