Суббота, 21.10.2017, 10:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 201
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Церковь и государство в 15-16 веках

Церковь и государство в 15-16 веках. Религиозные ереси. Иосифляне и нестяжатели.
Раздробленность русского государства постепенно сменялась централизацией. Иван III после присоединения Твери получил почетный титул «Божьей милостью государя Всея Руси, великого князя Владимирского и Московского, Новгородского и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Пермского, и Болгарского и иных земель». Князья в присоединенных землях становились боярами московского государя, княжества стали уездами, управлялись наместниками из Москвы. Начал складываться аппарат управления, централизованного государства. Боярская дума состояла из 5-12 бояр и 12 окольничих, также с 15 века в Думе заседали князья присоединенных земель, она имела совещательные функции. Существовали два государственных ведомства: Дворец и Казна. Дворец ведал землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью, архивом.
В 1497 году принят новый свод законов – Судебник Ивана III. Включал 68 статей, закреплял усиление центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны. Статья 57 ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому одной неделей в году (Юрьев день), За уход крестьянин должен был заплатить плату. Это решение было первым шагом к установлению крепостного права в стране.
Русская церковь сыграла значительную роль в объединительном процессе. В 1448 году избран митрополитом епископ рязанский Иона – русская церковь стала независимой (автокефальной). В 1458 году в Киеве был поставлен свой митрополит. Русская православная церковь распалась на две самостоятельные митрополии – Московскую и Киевскую. Происходила внутрицерковная борьба, связанная с появлением ересей. В 14 веке в Новгороде возникла ересь стригольников. На голове принимаемого выстригали крест. Стригольники считали, что вера должна опираться на разум. В конце 15 века, в Новгороде, а затем и в Москве, распространилась ересь жидовствующих (её зачинателем считали еврейского купца). Еретики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей. Это означало, что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами.
На какое-то время эти взгляды совпадают со взглядами Ивана III. Среди церковников также не было единства. Однако воинствующие церковники во главе с Иосифом Волоцким, основателем Успенского монастыря резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами.
Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой точки зрения называли нестяжателями или сорианами.
Иван III на церковном соборе 1502 года поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и государственной, и национальной. Церковное и монастырское землевладение сохранялось.



Мониторинг транспорта


Каталог сайтов

Продажа искусственного камня




Поиск

Seo анализ сайта
Яндекс.Метрика