Понедельник, 22.10.2018, 23:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 203
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Смутные времена в России

Смутные времена в России.

Смутные времена в России 1593-1613гг
1.Предпосылки и причины смуты

На рубеже 16 и 17вв. Московское государство переживало тяжелый и сложный морально-политический и социально-экономический кризис, который особенно проявлялся в положении центральных областей государства

С открытием для русской колонизации обширных юго-восточных пространств среднего и нижнего Поволжья сюда устремился из центральных областей государства широкий поток крестьянского населения, стремившегося уйти от государева и помещичьего "тягла", и эта утечка рабочей силы повела к недостатку рабочих рук в центре. Чем больше уходило людей из центра, тем тяжелее давило государственное помещичье тягло на оставшихся. Рост поместного землевладения отдавал все большее количество крестьян под власть помещиков, а недостаток рабочих рук вынуждал помещиков увеличивать крестьянские подати и повинности и стремиться всеми способами закрепить за собой наличное крестьянское население своих имений. Положение холопов "полных" и "кабальных" всегда было достаточно тяжелым, а в конце 16в. число кабальных холопов было увеличено указом, который предписывал обращать в кабальные холопы всех тех прежде вольных слуг и работников, которые прослужили у своих господ более полугода.

Во 2-ой половине 16в. особые обстоятельства, внешние и внутренние, способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Тяжелая Ливонская война, продолжавшаяся 25 лет и кончившаяся полной неудачей, потребовала от населения огромных жертв людьми и материальными средствами. Татарское нашествие и разгром Москвы в 1571г. значительно увеличили жертвы и потери. Опричнина царя Ивана Грозного, потрясшая и расшатавшая старый уклад жизни и привычные отношения, усиливала общий разлад и деморализацию; в царствование Грозного "водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего" (Соловьев).

Пока на Московском престоле были государи старой привычной династии, прямые потомки Рюрика и Владимира Святого, население в огромном большинстве своем безропотно и беспрекословно подчинялось своим "природным государям". Но когда династия прекратилась и государство оказалось "ничьим", земля растерялась и пришла в брожение.

Высший слой московского населения, боярство, экономически ослабленное и морально приниженное политикой Грозного, начало смуту борьбой за власть в стране, ставшей "безгосударственной".
2.Царь Борис Годунов и Лжедмитрий 1 (1598-1606)

Характерным феноменом кризиса власти явились самозванцы, которые посыпались на Россию, как из дырявого мешка.

После смерти бездетного царя Федора Иоанновича (в январе 1598г) Москва присягнула на верность его жене, царице Ирине, но Ирина отказалась от престола и постриглась в монашество. Когда Москва вдруг осталась без царя, взоры всех обратились на правителя Бориса Годунова. Его кандидатуру на престол усиленно и настойчиво проводил патриарх Иов, но Борис долго отказывался, уверяя, что ему никогда и на ум не приходило вступить на высочайший престол Российского государства. Был созван Земской собор из представителей всяких чинов всех городов Московского государства, и собор единодушно избрал на царство Бориса Федоровича.

Но родовитые бояре и князья, потомки Рюрика и Гедимина, затаили в душе злобу и зависть к новому царю "выскочке", потомку татарского мурзы на русском престоле.

С другой стороны, и Борис на престоле обнаружил недостаток нравственного величия и трусливую подозрительность; опасаясь боярских интриг и крамол, он завел систему шпионажа, поощрял доносы, награждал доносчиков и преследовал подозреваемых или обвиняемых в измене бояр; в 1601 г. подверглись ссылке и заточению несколько бояр, в том числе братья Романовы, из которых самый способный и популярный, Федор Никитич, был подстрижен в монахи (под именем Филарета).

В общем правлении Борис старался поддерживать порядок и правосудие. Он нанимал к себе на службу иностранцев, а русских молодых людей посылал учиться за границу. При нем успешно продолжалась русская колонизация Сибири и построение русских городов (Туринск, Томск).

Первые два года царствования Бориса были спокойными и благополучными. В 1601г. случился в России повсеместный неурожай, который повторялся следующие два года. Обильные дожди и ранние заморозки уничтожили посевы зерновых. В результате - голод и мор. Люди ели лебеду и липовую кору. Летописец писал: «Был голод три года. Десятками тысяч гибли люди от недоедания. В самой Москве было подобрано 127 тысяч трупов. Царь хотел помочь раздачей хлеба из казны и новыми каменными постройками в Московском Кремле дать людям работу и пропитанием, в частности тогда была построена знаменитая кремлевская колокольня Ивана Великого, однако этих мер было недостаточно. Многие из богатых людей в это время отпускают на волю свою челядь, чтобы не кормить ее, и это увеличивает толпы бездомных и голодных. Из отпущенных или беглых образовывались шайки разбойников. Правительство, видя, что крестьяне все разбегаются, объявило о восстановлении Юрьева дня. В 1603 году вспыхнуло восстание крестьян и холопов, в окрестностях столицы бесчинствовал отряд под предводительством Хлопко. С восстанием едва справились. Главным очагом брожения и беспорядков стала западная окраина государства - Северская украйна, куда правительство ссылало из центра преступные или неблагонадежные элементы, которые были полны недовольства и озлобления и ждали только случая подняться против московского правительства. Недовольство царем Борисом неуклонно нарастало.

Дмитрий был единственным, оставшимся в живых, сыном Ивана Грозного. В мае 1591 года в Угличе, где рос малолетний царевич Дмитрий, произошла трагедия. При невыясненных обстоятельствах погиб наследник российского престола. Недоброжелатели Бориса Годунова распускали слухи о том, что убийц подослал Борис, хотя этот факт остался недоказанным. В Угличе произошло восстание, в ходе которого пострадали правительственные чиновники. Власти усмирили бунт. Символическому наказанию подвергся колокол, позвавший жителей Углича на площадь. Ему вырвали «язык» и отправили в отдаленные места. Правительственная комиссия во главе с Василием Ивановичем Шуйским дала заключение о несчастном случае. Но молва о причастности Годунова к смерти царевича Димитрия оказалась живучей.

В самый разгар несчастий, обрушившихся на Россию, в Польше против царя Бориса выступил молодой человек, который назвал себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, и заявил о своем намерении идти на Москву, добывать себе прародительский престол. Московское правительство утверждало, что он был галичским боярским сыном Григорием Отрепьевым, который подстригся в монахи и был дьяконом в Чудовом монастыре в Москве, но потом бежал в Литву, поэтому его впоследствии называли Расстригой. Особенно усердствовал Адам Вишневецкий, близкий к королю Речи Посполитой Сигизмунду III. Он даже выдал свою дочь Марину Мнишек, мечтавшей стать царицей, за самозванца. Впрочем, и раннее и теперь есть сторонники версии о том, что это был подлинный царевич Дмитрий. Так считал, крупный и талантливый историк XVIII столетия Миллер.

Некоторые другие польские паны также согласились помогать ему, и в октябре 1604 года Лжедимитрий вошел в Московские пределы; издал воззвание к народу, что Бог спас его, царевича от злодейских умыслов Бориса Годунова, и он призывает население принять его как законного наследника русского престола. Началась борьба безвестного молодого авантюриста с могущественным царем, и в этой борьбе Расстрига оказался победителем. Население Северной украйны переходило на сторону претендента на московский престол, и города отворяли ему свои ворота. На помощь претенденту, с одной стороны, пришли вместе с поляками днепровские казаки, а с другой, пришли донские казаки, недовольные царем Борисом, который пытался стеснить их свободу и подчинить их власти московских воевод. Царь Бориc послал против мятежников большое войско, но в его войске была "шатость" и "недоумение", - не идут ли они против законного царя?.. А бояре и воеводы хоть и не верили претенденту, но, не будучи преданы Борису, вели военные операции вяло и нерешительно. В апреле 1605г. царь Борис умер, и тогда его войско, которым командовал талантливый воевода Федор Басманов, перешло на сторону претендента, а затем и Москва (в июне 1605г.) с торжеством приняла своего законного "природного" государя царя Дмитрия Ивановича (Федор Борисович Годунов и его мать были убиты до прихода в Москву Лжедмитрия).

Новый царь оказался деятельными энергичным правителем, уверенно сидевшим на прародительском престоле. В дипломатических отношениях с другими государствами он принял титул императора и пытался создать большой союз европейских держав для борьбы против Турции. Но скоро он стал возбуждать недовольство своих московских подданных, во-первых, тем, что он не соблюдал старых русских обычаев и обрядов, а во-вторых, тем, что пришедшие с ним поляки держали себя в Москве высокомерно и заносчиво, обижали и оскорбляли москвичей.

Недовольство особенно возросло тогда, когда в начале мая 1606г. к царю приехала его невеста, Марина Мнишек, и он обвенчался с ней и короновал ее как царицу, хотя она отказалась перейти в православие. Теперь бояре во главе с князем Василием Шуйским решили, что настало время действовать. Шуйский начал агитацию против Лжедимитрия тотчас после его воцарения; он был судим собором из всех чинов людей и приговорен к смертной казни, но царь его помиловал.

В ночь на 17 мая 1606г, подняв набатным звоном московский народ против поляков, бояре сами с кучкой заговорщиков ворвались в Кремль и убили царя. В это время москвичи были заняты избиением поляков и разграблением их домов. Труп Лжедимитрия после поругания сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили им из пушки в ту сторону, откуда он пришел.
3.Василий Шуйский и социальная смута. "Тушинский вор"

Руководитель боярского заговора князь Василий Шуйский "был, не скажем, избран, но выкрикнут царем» (Соловьев). Новый царь разослал грамоты по всему государству, в которых обличал самозванца и еретика Расстригу, обманувшего русский народ. При своем воцарении Шуйский принял формальное обязательство никого не казнить и не наказывать конфискацией имущества и не слушать ложные доносы, но эта присяга оказалась ложной. Шуйский три раза всенародно и торжественно приносил ложную клятву: сначала он клялся, что царевич Дмитрий случайно закололся сам, потом, что царевич жив и здоров, идет занимать царский престол, наконец, что Дмитрий принял мученическое убиение от своего лукавого раба Бориса Годунова.

Князь Шаховской, проезжая через Могилев, однажды возле переправы, завел разговор с одним попутчиком. Слово за слово, вдруг князь резко и отрывисто произнес: «А знаешь ли ты, с кем разговариваешь?». И показал на своего денщика рукой. Тот стоял отвернувшись. Собеседник Шаховского ответил удивленно: «Нет. А кто с вами, князь?». «Со мной законный русский государь Димитрий, которого неблагодарные москвитяне хотели убить, но он чудом спасся. Вот он со мной. Пользуйся случаем. Тебя может ждать награда», Денщик Шаховского едва от неожиданности не свалился в воду. Итак, проезжая все города и все места, князь Шаховской рассказывал о чудесно спасении царя Димитрия. И так убедительно рассказывал, что слух о новом «чудесном спасении» Димитрия разнесся по всей южной окраине и все в него поверили. Поверили, потому что хотелось верить.

Новый царь Василий Шуйский, который сам родил легенду о спасении Димитрия, для того чтобы использовать ее против заклятого врага Бориса Годунова, теперь решил покончить с этой легендой. В Москву привезли убитого младенца и выставили гроб в Успенском Соборе. Почему он так юн и почему удивительным образом сохранился после стольких лет лежания в земле сырой объяснили тем, что «Димитрий – большой святой у бога». Объявили, что Димитрий может исцелять от страшных и злых болезней, вскоре нашлось несколько человек, «исцелившихся у гроба Димитрия». Народ повалил смотреть на «Димитрия». Но вскоре всем стал очевиден фарс всего мероприятия, потому, что правительство потеряло чувство меры, и от восхищения и благоговения люди перешли к откровенным насмешкам и издевательствам над Шуйским. В результате Василий Шуйский объявил, что «Димитрий устал и Господь призывает его к себе, но тот вернется, чтобы исцелять людей и делать добро». Несчастного убитого ребенка похоронили, а затея закончилась ничем.

Немудрено, что воцарение Шуйского послужило сигналом для всеобщей смуты и борьбы всех против всех. Против боярского царя повсюду вспыхнули восстания. "С осени 1606г. в государстве открылась кровавая смута, в которой приняли участия все сословия московского общества, восстав одно на другое" (Платонов). Города Северской украйны поднялись под начальством путивльского воеводы князя Шаховского (которого современники потом называли "всей крови заводчиком"), а затем явился новый популярный вождь восстания, бывший холоп, Иван Болотников. История Болотникова требует отдельного разговора. Польше нужен новый живой Димитрий. Болотников бежал с турецких галер в Польшу. Там ему показали «Димитрия». Однако этот молодой человек в Россию ехать отказался, зато назначил Болотникова своим воеводой. Болотников вернулся в Россию и называл себя «воеводой царя Димитрия». Он в своих воззваниях обращался к народным низам, призывал их истреблять знатных и богатых и забирать их имущество; под его знамена стали во множестве стекаться беглые холопы, крестьяне и казаки, частью, чтобы отомстить своим угнетателям, частью "ради получения скороприбытного и беструдного богатства", по выражению современника. В Тульской и Рязанской областях поднялись против Шуйского служивые люди, дворяне и дети, боярские под начальством Пашкова, Сумбулова и Ляпунова. В Поволжье поднялась мордва и другие, недавно покоренные народы с целью освободиться от русской власти.

Болотников с огромным скопищем "воровских людей" подошел к Москве, с другой стороны подошли рязанские и тульские служивые люди; но когда последние поближе познакомились со своим союзником, с его "программой" и действиями, они решили избрать из двух зол меньшее, отступили от "воров" и принесли повинную царю Василию. Болотников был разбит и ушел сначала в Калугу, потом в Тулу, где был осажден царскими войсками. В Тулу к болотниковцам прибыл отряд из 10 000 казаков, предводитель которых тоже назвал себя царем. Этот авантюрист выдавал себя за царя Петра Федоровича, сына Федора Иоанновича и внука Грозного, которого природе никогда не существовало. Но он, якобы, родился. Но еще младенцем злодей Борис Годунов хотел от него избавиться, убить, однако добрые люди его спрятали у казаков, где тот и вырос, а теперь начал воевать за свое царство. Царские войска долго не могли взять хорошо укрепленную Тулу. Наконец, воеводы Василия Шуйского решили перегородить плотиной реку Упа, после чего вода хлынула на улицы города. Начались переговоры. Болотников согласился сдаться при условии, что ему и его людям сохранят жизнь. Василий Шуйский ответил так: «Обещаю, что никто не будет повешен». Но когда правительственные воеводы вошли в Тулу, то «царя Петра Федоровича» вздернули на дыбу, а в отношении И. Болотникова Шуйский своё царское слово «сдержал». Болотникова, действительно, не повесили, его сначала сослали в Каргополь, затем выкололи глаза, ослепили, после чего, «опустили в воду», то есть утопили. Вожди восстания были казнены, масса его участников рассеялась, готовая начать новую "кампанию", если найдется новый предводитель.

Таковой нашелся скоро в лице явившегося в Стародубе второго Лжедмитрия. Он был, конечно, уже сознательным и очевидным обманщиком, но проверкой его личности и его легальных прав мало кто интересовался; он был только знаменем, под которое снова спешили собраться все недовольные московским правительством и своим положением и все, кто стремился устроить свою карьеру или приобрести "беструдное богатство".

Однажды, отряд поляков гетмана Жолкевского проезжал по городу. Взгляд интервентов обратился на человека поодаль, который корчился, вероятно, от голода. Поляки обратили внимание на то, что с виду неизвестный был похож на Гришку Отрепьева: примерно такого же роста и телосложения. Новый Димитрий нужен был позарез. Никто не знает фамилии Лжедимитрия II. История этого авантюриста такова. Учителешка из-под Шклова устроился в дом к местному попу обучать детей грамоте. Но однажды, священник, придя домой, застал учителя с попадьей, после чего высек и выгнал его из дома вон. Тот оказался на улице без куска хлеба и без крыши над головой. Ей-ей, хоть околевай. Поляки привезли будущего «царевича» в свой лагерь, накормили и объявили царем. Но вскоре незадачливый учитель наложил в штаны и дал деру. Поляки несколько недель разыскивали его пока не нашли где-то недалеко от русско-литовской границы. На это раз пришлось сделать серьезное внушение. Самозванца избили, припугнули, пригрозили, после чего тот оказался более сговорчивым и согласился податься в цари. Гражданская война продолжалась. Впрочем, есть и другие версии о происхождении этого самозванца.

Под знаменами самозванца собрались не только представители угнетенных народных низов, но также часть служилых людей, казаки и, наконец, большие отряды польских и литовских авантюристов, стремившихся поживиться за счет неразумных и метущихся в междоусобии "русаков". Марина Мнишек, бывшая 8 дней царицею Московскою и спасшаяся во время переворота 17 мая, согласилась стать женою нового Лжедмитрия.

Собрав большое и довольно пестрое войско, Лжедмитрий подступил к Москве и расположился станом в подмосковном селе Тушино (отсюда его прозвище: "Тушинский вор"). Здесь были свои бояре и воеводы, свои приказы и даже свой патриарх; таковым стал (как говорят современники - по принуждению) митрополит Ростовский Филарет - бывший боярин Федор Никитович Романов. В тушинский лагерь пришло из Москвы немало князей и бояр, хотя они знали, конечно, что они идут служить явному обманщику и самозванцу.

Страна раскололась надвое.


источник



Мониторинг транспорта


Каталог сайтов

Продажа искусственного камня




Поиск

Seo анализ сайта
Яндекс.Метрика